Существует множество видов импровизации: от лёгкого изменения заданной тему, основанного, например, на методах варьирования, до создания совершенно нового музыкального материала, который не имеет ничего общего с изначальной мелодической линией. Однако в данной статье речь пойдёт о логичной, «гармоничной» импровизации, при которой участники ансамбля варганистов должны оставаться в чёткой гармонии друг с другом, не проявляя неожиданных, диссонирующих интервалов, а слушатель, в свою очередь, должен чётко знать, какой звук последует далее.
Наиболее просто это достигается в варганных дуэтах, когда музыканты хорошо слышат друг друга и могут предположить дальнейшее развитие исполняемого ими произведения. Иначе обстоит дело с большими ансамблями, численность которых может достигать пятнадцати и более человек. В этом случае трудно полагаться только на интуицию и необходимо, чтобы все варганисты чётко следовали заданной гармонии. Но тут возникает вопрос: будет ли такая музыка являться импровизационной? Будет, поскольку музыканты вольны придумывать на ходу любую мелодию, укладывающуюся в рамки этой гармонии – всё зависит лишь от их умения импровизировать, а также владения инструментом, в нашем случае – варганом. Следует отметить, что данный вид импровизации в полной мере применяется джазовыми музыкантами, которые и вынесли этот вид искусства на сцену после нескольких веков его забытья.
Обычно такая импровизация развивается в рамках формы AABA, где А – это основная музыкальная тема, повторяющаяся два раза. Затем, чтобы избежать однообразия, играется часть В, которая, по сути, и является импровизацией. В заключении снова повторяется основная тема. Это, пожалуй, классический пример построения варганной, как, в общем-то, и любой другой импровизации. Вместе с тем, никто не запрещает её нарушать – здесь всё зависит лишь от умения варганиста сочинять музыку «на ходу», или, проще говоря, от умения импровизировать.