Знаменитый этнограф Филипп Даллайс в 1999 году в библиотеке Невшательского университета увидел в книге Анджея Полеца «Гуцулы сегодня» фотографию человека, играющего на дрымбе — старинном гуцульском варгане. При личном контакте Полец подтвердил Даллайсу, что традиции изготовления дрымб и игры на гуцульском варгане живы и поныне.
Ученые организовали экспедицию в Карпаты, чтобы установить, почему дрымба до сих пор жива у гуцулов, тогда как у их географических соседей нет в источниках даже упоминания о ней. Также исследователей занимал вопрос: является ли дрымба у гуцулов такой же этнической эмблемой, как алтайский комус, или эта традиция находится в стадии умирания.
Ученые выяснили, что обособленность гуцульской культуры вызвана их в основном пастушеским образом жизни, который в свое время помог этому народу избежать насаждения крепостного права. Пребывание в жесткой географической изоляции от соседей способствовало зарождению и сохранению совершенно уникальных культурных традиций.
Именно народ гуцулов может показать миру живущие и ныне направления древнеукраинской культуры, одним из которых и является игра на дрымбе.
Другими территориями, где не забыт этот уникальный инструмент, является горная цепь Татры в Словакии и Польше и Румыния.
Одним из наиболее вероятных источниковй происхождения названия «дрымба» является староукраинский глагол «дрымбати» — «чтобы танцевать». Этот инструмент различных моделей и модификаций можно увидеть и сейчас на гуцульских празднествах. Однако есть опасения, что молодые производители местных варганов все больше попадают под влияние доромбов Золтана Силадьи и теряют свою этническую индивидуальность.
Замкнутость Гуцульщины повлияла и на то, что дрымба является редким экспонатом в частных коллекциях и даже музеях Западных стран.