Хотя созданные Владимиром Поткиным комусы выглядят как фабричные, штампованные, станочной обработки в технологии его изготовления лишь 20%. Остальное – это ручной, кропотливый труд.
При этом почти 50% времени изготовления уходит на настройку (озвучивание) комуса. И это самая главная задача. Ведь внешний вид радует глаз, но на тело и душу воздействует звук. Немногие, к сожалению, знают, как на самом деле должен звучать комус, поэтому хватают любые, издающие хоть какие-то звуки. Это сравнимо с тем, если бы дикому папуасу, подарили ненастроенную гитару, несколько аккордов показали и уехали. Он так и не узнает никогда, как звучит настроенная гитара.
Неправильно настроенный бубнящий комус плохо отражается на самочувствии человека. Сразу, это можно не заметить, а потом – списать на плохую погоду, атмосферное давление и прочее. Но вспомните звучание ненастроенной гитары, пианино, от них, обычно говорят: «уши режет», если слышали когда-то настроенный инструмент. А звуки комуса гораздо сильнее по воздействию на психику. Не зря же в былые времена на нем играли только шаманы. Отсюда такое пристальное внимание к настройке звучания. Чтобы комус правильно звучал, мастер должен выполнить хотя бы шесть из десяти условий настройки. Это уже секреты мастера. Поясним ещё, что настройка на определенную ноту и настройка на звучание – вещи разные.
Только при правильной настройке, игра доставит Вам истинное удовольствие и будет такой, какой она должна быть: легкой, наполняющей приятной вибрацией, как бы растворённой в исполнителе. Тогда хочется играть и играть!…