12222024Новость дня:

Обзор музыкальных инструментов алтайцев

Большинство духовых и ударных инструментов алтайцев отличается незамысловатой конструкцией и связано с хозяйственной или культовой деятельностью. Музицирование на многих из них не выделилось в специфический жанр музыкального творчества. Именно поэтому исследователи часто приходили к выводу, что духовых и ударных музыкальных инструментов (за исключением пары дудок и шаманского бубна) в алтайской и тюркской традиционной культуре нет. Однако это далеко не так.

Одно из первых письменных упоминаний о музыкальных инструментах алтайцев зафиксированы еще в VII-VIII вв. в китайских хрониках.

Для изготовления инструментов использовались те же виды материала, что и для предметов быта: дерево, растения, шкуры, кишки, жилы, кости, металлы.

Применение этих материалов связано как с их природными, так и с сакральными свойствами.

По степени сложности инструменты можно разделить на сложные и простые. Изготовление бубна связанно с сложной обрядностью, требовало участия до 9 человек.  Изготовление кобыраха и сыгыртхы занимало несколько минут. Большинство инструментов делали сами играющие на них

Происхождение инструментов связывается народной традицией с потусторонним миром. Резкие, пронзительные, громкие звуки, издававшиеся не в том месте и не в тот час, могли навлечь беду. В героических сказаниях шоор, пыргы, колокольчики и бубенцы обладают способностью завораживать окружающую природу, оказывать чудотворное влияние на диких и домашних животных. Даже духи-хозяева тайги и обитатели подземного царства, по распостраненным поверьям, не остаются равнодушными к таинственному звучанию инструментов.

Поделиться

Похожие статьи