Как утверждает исполнитель и неутомимый пропагандист варганной музыки Иван Алексеев, существует двенадцать основных приемов звукоизвлечения на варгане:
1. «ведущий», при котором звук образуется только с помощью движения язычка хомуса при нулевой артикуляции органов речи, а также без вибрации голосовых связок;
2. «гусиное пение», представляющее собой традиционное звукоподражание, при котором кончик языка варганиста прерывисто касается твердого и мягкого нёба;
3. «пение жаворонка» – в этом случае язык вибрирует в полости рта горизонтально при минимальном ее объеме;
4. «нёбный» – здесь звук образуется за счёт прерывистого движения нёбной занавески и задней части языка;
5. «гортанный» – в основе звукообразования в данном случае лежит импульсное смыкание и размыкание связок;
6. «губной» – звуки образуются путём движения губ исполнителя, мгновенно касающихся вибрирующего язычка хомуса;
7. «высокий» – звучание достигается за счёт максимального сужения артикуляционных органов;
8. «низкий» – наоборот, при максимальном раскрытии артикуляционных органов;
9. «стаккато» – звук получается при нажатии большим пальцем левой руки на основание язычка хомуса у круглого ободка, а также упоре кончика языка в пластинку;
10. «придыхательный» – основан на вдохе и выдохе варганиста;
11. «ударный» – метод звукоизвлечения, при котором пальцы правой руки ударяют по язычку в различных комбинациях;
12. «двухголосный», являющийся сочетанием предыдущих методов, за счёт чего образуется дополнительный призвук.
Таким образом, используя весь арсенал технических средств, варганист может достичь особой выразительности своего исполнения.