Если вы играете на комусе для себя, либо используете его для медитаций, настройка не имеет особого значения. Она необходима, как правило, для музыкантов. Высота звука этого инструмента зависит от величины язычка и основы, стало быть, постоянна. То есть комус играет одну ноту. Поэтому не стоит пытаться изобразить мелодию. Музыка рождается за счет тембровой игры.
Часто комусы бывают «не нотированные», не настроенные на определенную ноту. И если ваш комус потерял точный строй, вследствие частого употребления или ржавчины, либо он изначально строит между нотами, — это исправимо. Сильно изменить тон комуса — не возможно. Но можно понизить его звучание в пределах тона. Для этого с помощью паяльника нужно заливать по маленькой капельке олова в петлю язычка комуса, на его конце. Звук тем ниже, чем тяжелее язычок. Так можно подогнать тон до нужного.
Есть ещё одна тонкость. Поиграв какое-то время на комусе, Вы заметите, что помимо основного, самого громкого и яркого тона (бурдона) слышны и так называемые обертона — звуки потише, повыше, другие по тембру. И на этих обертонах как раз таки можно сыграть мелодию. Будет «эффект волынки». Сразу играть на обертонах не получится. Тут нужны опыт и хороший инструмент. Вряд ли кто-то объяснит Вам, как добиться этой игры.
Кроме того, из комуса можно извлекать самые разные звуки, безголосые слоги и даже слова: «е», «ю», «кюй» и многие другие. Можно глушить или сжимать «губки» комуса губами, дергать язычок на себя и от себя, сильнее или слабее прижимать основу к зубам. Тут дело только в Вашей фантазии и навыках.