Песенная культура алтайского народа исторически уходит в древние времена. Изначально она была связана с бытом обычных людей, их трудовой деятельности, культурно-исторических особенностей и мировоззрением. Отличительной особенностью песенной культуры народов Алтая является наличие в особенностях племенного исполнения, в каждом из которых были свои мелодические окраски песен.
Известно, что для песен Телеутов (северных алтайцев) характерны песни с многоголосыми элементами. При исполнении использовался широкий диапазон голоса и разнообразное музыкальное сопровождение. В народных песнях хорошо прослеживается влияние русской музыкальной культуры, что объясняется давними связями алтайцев с русскими жителями. Что касается южных алтайцев, они гораздо позже вступили в контакты с русским населением, поэтому их музыкальное творчество имеет самобытные особенности, им характерны древние традиции исполнения произведений.
Алтайская народная песня.
Традиционная алтайская народная песня имеет долгий путь развития. В свое время песня являлась своего рода отражением потребностей людей, идей и мыслей племен, позже после прохождения множественных этапов развития она стала нести культурно-просветительский смысл. Благодаря наличию такого явления как алтайская народная песня человечество может изучить и понять взгляд предков на окружающий их мир, узнать их мысли и чувства, а также отношение к тем или иным историческим событиям. Исполнители народных песен в своих произведениях выражали не только личные чувства, но и, что особенно ценно, мировоззрение всего Алтайского народа. Благодаря песням удалось проанализировать жизнь, обычаи и историю Алтайцев.
Исполнители алтайских народных песен.
Несомненно, исполнителями песен были творческие и духовно одаренные люди, которые имели огромную популярность в народе и пользовались большим авторитетов. К таким исполнителям относятся: Соозын, Адыбас, Кундузек и другие. Интересно, что исполнители песен являлись еще и композиторами, так как без музыки песня не существует. Музыка алтайских песен отличается большим разнообразием звуков. Многоголосье используется практически во всех видах песен.
Влияние феодальной и религиозной среды.
Поскольку в традиционном творчестве Алтайцев существуют произведения созданные, под влиянием феодальной среды или религиозных культов, исследование песенного репертуара народов Алтая требует дифференцированного подхода. Различные шаманы и баи старались выдать свои произведения за народные, однако, Алтайский народ имел отличное творческое чутье и отличал традиционные песни от реакционных, и они переставали существовать. По этой причине в настоящее время сохранилось очень мало информации о религиозных и феодальных песнях. Большая же часть песен является исконно народными, имеет глубокое высокохудожественное нравственно-психологическое содержание.
При анализе песен народов Алтая удалось выделить такие характерные черты, как оптимизм, вера в лучшее, любовь к родине, взаимовыручка, вера народа в свои силы и свое будущее, свидетельствуют о духовном развитии народа, эстетическом восприятии. Благодаря чему, песни несут большой воспитательно-патриотический заряд.
Отдельно хочется отметить, что такое явление как алтайская народная песня до сих пор остается малоизученным, из-за чего привлекает своей уникальной самобытностью, поражает и вдохновляет.